группа изданий по легкой и текстильной промышленности

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Авторизация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

  • YKK

    YKK

  • САПР «Грация»

    САПР «Грация»

  • Truetzschler

    Truetzschler

  • EGT

    EGT

Возвращение веера

Возвращение веера

Выучить любовный язык веера, оценить преимущества такого вида общения, а также прислушаться к воспоминаниям и рассказам, которые хранят сами веера, посетители cмогли на выставке «Возвращение веера» в музее-заповеднике «Царское Село», которая прошла 17 июня в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. 

Музей-заповедник «Царское Село» впервые ознакомил посетителей с собственной коллекцией вееров, насчитывающей более ста предметов. В собрании музея представлены изделия западноевропейской, восточной и русской работы, среди которых произведения веерного искусства XVIII века из исторической коллекции, экспонаты XIX — первой половины XX века, собранные на протяжении последних лет: приобретенные в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также подаренные музею. 

— Веера, как составная часть экспозиции присутствовали на многих наших выставках. И всегда лишь дополняли основные экспонаты, в основном портреты. Это первая выставка, когда, после масштабных реставрационных работ, мы смогли представить хранящиеся в музее веера как самостоятельные предметы искусства. Веер очень точно отражает эпоху, наши экземпляры многое могут рассказать о своих владельцах. А поскольку и сегодня веера остаются — хотя и достаточно редким — аксессуаром, то можно  представить, какие рассказы о нашей сегодняшней жизни они сохранят, — говорит куратор выставки, главный хранитель ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.

Среди наиболее интересных предметов, представленных на выставке:

  • веера 1740–1780-х гг. английского, голландского и французского производства;
  • свадебный веер с росписью художника Эжена Жюльена по картине Жана-Батиста Греза «Деревенская помолвка» (Франция, 1860-е гг.);
  • веер XIX века с перламутровым остовом, декорированным ажурной резьбой, гравировкой и позолотой в два тона, украшенный росписью с изображением галантной сцены Люси Лиль (Франция, 1870-е гг.);
  • китайские складные веера из слоновой кости, лицевые пластины которых декорированы тончайшей резьбой с изображением пейзажных сцен и цветочных композиций, хранящиеся в деревянных футлярах черного лака с золоченой росписью в два тона;
  • веер северо-русской работы (начало 1900-х гг.).

В собрании имеется несколько подписных экземпляров с клеймами известных французских фирм, среди них Duvelleroy и Ernest Kees.

Старинная французская поэма объясняет возникновение веера так: «Я на вас возложить хочу труд вдохновенный, — сказала однажды Венера с амурам. Вам знакома, конечно, та священная птица, которая влечет за собою колесницу Юноны, блистая радугой перьев, при свете могучего солнца? Пусть ваше искусство их красоту воплотит. Набросьте лёгкую ткань на ряд листиков тонких и гибких и нежною кистью всю эту ткань разукрасьте. Ревниво и спешно их пряча, вскрывая их гордо и смело, ими изящные руки навеют к пылающей груди прохладных, игривых Зефиров и вас, легкокрылых малюток».

Общий лейтмотив выставки, ее символ — воздух и все, что связано с дуновением ветра. 

Трансформация представлений о роли веера от «снаряда для навевания на лицо прохлады» до хранителя любовных тайн заняла несколько веков. В конце концов, он получил символическое значение. Живой и образный язык веера стремительно вошел в обиход. В журнале середины XVIII века писали о том, что «знающие свет женщины умеют опахалом изображать разные страсти: ревность, держа у рта свернутое опахало, не говорить ни слова; непристойное любопытство, сохраняя стыдливость, закрывает лицо развернутым опахалом и смотрит на то сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом, а любовь играет опахалом, как младенцы игрушками и делает из него все что хочет». Веер не только умеет изящно и грациозно передавать всю палитру чувств — от влюбленности до полного равнодушия, но и сам воплощает красоту, легкость и непринужденность.

Эта выставка стала возможной благодаря коллективу художников-реставраторов под руководством Натальи Синицыной (компания «Феномен»), а также специалистов музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Работа над воссозданием 49 уникальных предметов из коллекции музея продолжалась несколько лет. Часть отреставрированных вееров, представленных на выставке, экспонировалась впервые. 

Экспозицию дополнили женские платья разных эпох, аксессуары женского костюма, произведения живописи и графики, предметы декоративно-прикладного искусства из фарфора, металла, стекла, детские игрушки. 

 

Музей выражает благодарность в организации выставки Благотворительному фонду содействия развитию музея-заповедника «Царское Село», дизайнерам Яне Глушанок и Юрию Сучкову, реставраторам компании «Феномен» и Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

 

 

Читать электронную версию:

...

Здесь могла бы быть

НАШИ ПАРТНЕРЫ

ПРОЛИСТАТЬ PDF

Новые выпуски